Как много в России мелких поселений с причудливыми названиями! Имена селам и деревням обычно давали сами люди, по названиям каких- то географических объектов, по фамилиям, часто встречающимся в этом поселении, каким-то историческим событиям. Часто названия поселений говорят сами за себя. Наше село носит красивое, звучное имя - Вьюны... Вот о нём - то и будет блог.

Вьюны православные

Историю собрали по крупицам

Я хочу рассказать о церкви старинного сибирского села Вьюны. Вернее, об истории этой церкви, потому что кроме истории от неё ничего не осталась. Церковь во Вьюнах появилась в далеком 1865году. Она была деревянная и носила имя Святой Живоначальной Троицы. До этого во Вьюнах по- видимому существовал православный приход, так как метрическая книга велась с 1858 года, а исповедальная роспись с 1859 года.
Более полувека церковь и приход развивались: число прихожан росло, менялась и территория прихода – к нему - то примыкали близ лежащие деревни, то отходили к другим вновь созданным приходам, где строились свои церкви, менялись священнослужители, появилось попечительство, открывались церковно -приходские школы, было воздвигнуто новое каменное здание церкви в 1903 г. Не менялось только одно: церковь на селе была центром культурной и общественной жизни. Здесь венчались, крестились сами и крестили своих детей, обучались грамоте, приходили в церковь со своими чаяниями- горем и радостью, здесь же отпевались в последний путь на погост. Об этом можно узнать из архивов Томской Епархии, которая прослеживает историю православия в Западной Сибири.
Послереволюционный период истории нашей церкви можно отследить с помощью материалов архива при Администрации Колыванского района, Колыванского краеведческого музея и на основании рассказов старожилов села. Я побывала и в музее и в архиве, и беседовала с пожилыми людьми села Вьюны. В Колыванском краеведческом музее сведений о Вьюнской церкви немного: фотографии церкви и небольшая часть архивных документов Томской епархии дореволюционного периода. В архиве, при сотрудничестве с Полевой Валентиной Петровной, удалось выявить некоторые факты послереволюционного периода из истории нашей церкви. Здесь мне предоставили официальные документы об изъятии колоколов у церкви в 1933 г. и решение о закрытии церкви во Вьюнах в 1939 г.и некоторые фотографии, связанные с историей церкви. Была в гостях у Анны Семеновны Гнесюк и у Лидии Потаповны Текутьевой- старожилов с.Вьюны.
Анна Семеновна рассказала, где стояла церковь во Вьюнах, как она выглядела. Какие здания стояли рядом и, что в них располагалось. Так я узнала, что рядом были церковная сторожка, дом священнослужителя и церковно - приходская школа. Школа была из кирпича она и сейчас находиться на том же месте и в ней располагается контора ОАО "Вьюнское". Она сама ещё была крещёная во Вьюнской церкви Святой Живоначальной Троицы. Будучи уже в 12-ти летнем возрасте, она помнит, что в церкви велась служба. Но лучше всего она помнит послевоенное время церкви. Она поведала, что во время войны в церкви находился клуб, затем зерносклад, иконы были на своих местах, после войны решили почему-то их ликвидировать. Иконы собрали и свезли за село в Белый край, где был птичник. Их свалили в кучу и подожгли. Жители села были против этих действий. Многие стояли на коленях перед входом в церковь, плакали и умоляли не трогать иконы или хотя бы раздать людям. Когда уже иконы горели, некоторые жители выхватывали их из костра и уносили домой. А инициатор и активный деятель этого страшного мероприятия был некий гражданин Мельников. По рассказам Гнесюк А.С., вечером этого дня ему стало плохо и вскорости он умер. Ещё Анна Семеновна поведала, что в 1956 г. директор Вьюнской школы Смирнов Петр Фёдорович стал добиваться слома церкви, с целью сделать из сломанного кирпича новую школу. Видимо, его ходатайство было одобрено, и в 1957 г. церковь Святой Живоночальной Троицы начали ломать. Но из этой затеи ничего не вышло. Бульдозер подрыл фундамент с одной стороны церкви, а с другой потом стал толкать стену здания, ещё тянули тросами.Стены падали, но не рушились. Кладка была очень прочная и качественная. Анна Семеновна рассказала, что были организованы субботники (по- современному акции) по разборке стен на кирпичи. Но желающих помочь в этом деле было мало. И стены разбирали подневольные рабочие - ссыльные, бывшие полицаи, во Вьюнах их называли «бандеровцами». Кладка никак не поддавалась, стены удалось разбить на блоки, которых потом едва хватило на фундамент новой школы. Смирнов вскорости уехал из села.
Текутьева Лидия Потаповна так же подтвердила эти сведения о Вьюнской церкви, дополнив свой рассказ о «бандеровцах». Этих ссыльных на селе было много, они были действительно предателями, бывшими полицаями. После войны по решению суда их отправили в Сибирь на отбывание срока ссылки. Привезли их в 1955 г. 60 человек они жили на Горе (так называется часть села за рекой на возвышенности) около фермы, работали они на селе под присмотром властей,но уехать куда – либо без разрешения не могли. После войны мужчин было мало и многие девушки выходили за них замуж. Так за Лидией Потаповной ухаживал один ссыльный, и ей он тоже нравился, но братья Лидии Потаповны были против и не дали им встречаться. А Анна Семеновна вышла - таки замуж за одного из них. Так в селе Западной Сибири появилась семья, с фамилией Гнесюк из Западной Украины. А один ссыльный работал во Вьюнском сельпо грузчиком. И вот однажды привезли товар на склад. Шофер оказался с Украины, он узнал в грузчике знакомого из своего хутора, который во время оккупации зверствовал, будучи полицаем. Сжигал и убивал ни в чем не повинных людей. Шофер бросился на него драться со словами: «Тебя нужно было расстрелять, а ты живёшь и хлеб с маслом на складе жрёшь! Их, конечно, разняли, а ссыльного арестовали. Больше его во Вьюнах не видели.
Старожилы рассказывали, что на колокольне церкви висел один колокол до самого начала её слома. И в него по утрам били – будили село, и по праздникам он тоже звенел. Так же они помнит, как ломали церковь. Все жители села очень сожалели, что рушится такое здание значимое для села.
А вот ещё исторические факты. Правда, они скорей относиться к истории православия во Вьюнах. С 1997 года ежегодно во Вьюнах в конце лета с миссией крещения желающих, причастия нуждающихся и продвижения идей православия, работает выездная группа священнослужителей из Новосибирского собора Александра Невского. Прибывают они по Оби на корабле «Андрей Первозданный». Мои родители и я сама били крещеные во время подобной миссии. 8 ноября 2006 г. на празднование юбилея села (265 лет) было принято решение о возрождении церкви во Вьюнах на том же месте, где стояла церковь Святой Живоначальной Троицы. В течении 2007 года были проведены различные акции направленные на возрождение церкви. Производился сбор пожертвований на строительство, субботники по закладке фундамента, пытались организовать православную общину. На сегодняшний день это богоугодные действия прекращены и в результате во Вьюнах нет ни церкви, ни православной общины.
Но я верю, что когда-нибудь над Вьюнами все-таки зазвучат колокола возрожденной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. И это будет гимн возрождения веры и православия на Вьюнской земле.

А ведь в каждом селе и многих деревнях Колыванского района стояли свои церкви. И у каждой из них своя история и судьба неразрывно связанна с историей села и судьбой селян. Как бы было хорошо проезжая мимо сел, любоваться золотыми куполами и крестами возрожденных церквей. Люди давайте сохраним свою историю.

Работа Букреевой Карины - члена краеведческого клуба "Истоки" при Вьюнской сельской библиотеке.


Комментариев нет:

Отправить комментарий